С давних пор растения считаются одним из самых эффективных лекарственных средств. В настоящее время около 25 % медикаментов, используемых в традиционной медицине, приготовлены с их использованием.
У нас есть веские основания полагать, что целебная сила растений была известна задолго до появления письменности. Самым ранним свидетельством тому служат находки восьми видов растений, обнаруженные при раскопках захоронений в Ираке, возраст которых составляет 60 тысяч лет. Археологи и исследователи древности давно знают о использовании растений в медицине на Ближнем Востоке, в Египте и Китае, начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры. Письменные источники датируются приблизительно 1500 годом до нашей эры. Это египетские папирусы с перечислением десятков лекарственных растений и способов их применения.
Упоминаются, в частности, смола мирры, касторовое масло, чеснок и высоко оцениваются их целебные свойства.
«Веды» написаны приблизительно в то же время и содержат сведения о растениях, действительно произраставших на территории Индии. Приблизительно в 700 году нашей эры индийский врач Чарака в своем труде «Чарака-самхита» детально изложил целебные свойства более 300 лекарственных растений (многие из которых используются до сих пор). Во II веке благодаря развитию торговли наблюдается взаимопроникновение культур, и жители Европы, Ближнего Востока и Азии начинают обмениваться знаниями о лекарственных растениях и способах их использования.
Прекрасный тому пример гвоздика.
Ее родина — Филиппины и близлежащие острова, откуда она была завезена в Китай, а затем — в Египет.
К VIII веку ее антисептические и болеутоляющие свойства были известны на всем Европейском континенте. С ростом популярности лекарственных растений многие писатели и ботаники стали предпринимать попытки составить каталоги растений с указанием их лечебных свойств.
Важнейшим произведением на эту тему является датируемый I веком китайский канон травоведения «Священный земледелец», в который было включено 250 видов лекарственных растений. Текст его довольно прост, и через много веков на его основе в Китае развились чрезвычайно эффективные методы лечения с помощью растений, на которых основывается современная китайская медицина.
Интересно, что в то же время похожий документ был написан греческим врачом Диоскоридом.
Его «Сущность медицины» считается первой авторитетной европейской книгой о лекарственных растениях. Здесь перечисляется 600 видов растений.
До XVII века «Сущность медицины» оставалась практически единственной книгой такого рода и была переведена на множество языков. В средние века, как отмечают историки, европейцы владели глубокими знаниями в области лечения травами.
Раскопки больницы при монастыре XI в. в Шотландии свидетельствуют о том, что монахи использовали обезболивающие свойства экзотических растений, включая мак опийный и марихуану.
(Нет, дорогие читатели, я ни в коем случае не собираюсь рекомендовать их для лечения ваших детей!
) А на юге Уэльса, в деревне Миддфай, лекари писали тексты, свидетельствующие о глубоком знании целебной силы растений.
В неевропейских странах также применяли лечебные свойства растений.
В университетах изучали индийские традиции Аюрведы, и по всей стране на своих приусадебных участках люди выращивали целебные растения.
В то же время майя, ацтеки и инки активно развивали свои традиции в области лечения целебными растениями. Об этом свидетельствует тот факт, что они применяли сарсапарель для очищения крови и лечения кожных заболеваний.
Французский математик Рене Декарт положил конец применению лекарственных растений в европейской медицине, введя в начале XVII века понятие рационализма.
В то время как в Китае и Индии продолжали признавать и уважать целебную силу растений, рационалистское движение четко разделило мир на тело, разум, природу и идеи. Природные методы лечения, с давних пор глубоко уважаемые в Европе, вдруг стали считаться отсталыми, несмотря на то что французские и английские исследователи Нового Света продолжали использовать лекарственные растения и передавали свои знания индейцам — коренному населению Южной Америки.
Английский фармацевт XVIII века Николас Калпеппер помог вернуть уважение к целебным растениям, в то время как британские доктора уже начали отказываться от них. Он издавал эссе с описанием способов применения лечебных растений, что подталкивало читателей к использованию этих средств для лечения своих недугов и позволило им убедиться в ценности этой давней английской традиции.
И по сей день многие пользуются рекомендациями Калпеппера. Рационалистское движение имело в Европе такое сильное влияние, что до 1858 года лицам, не окончившим государственное медицинское заведение, было запрещено заниматься врачебной практикой.
К счастью, подобные законы были запрещены во Франции, Испании и Италии, а вот в Британии гербалистов, не отказавшихся от своей лечебной деятельности, могли оштрафовать, посадить в тюрьму или подвергнуть обоим наказаниям сразу.
Этот запрет привел к образованию в 1864 году Национального института медиков-гербалистов.
Обычай лечения растениями сохранился лишь благодаря тому, что работавшие в нем люди стойко отстаивали свои принципы. На протяжении XX века в Европе продолжали использовать растения, однако в США и Канаде интерес к ним заметно упал, поскольку в медицинской науке произошел существенный прорыв.
Что же помогло изменить ход событий? Почему многие жители Северной Америки стали вновь открывать для себя преимущества целебных растений и препаратов, созданных на их основе?
Хоть современная медицина сильно продвинулась вперед, никто не станет отрицать тот факт, что люди болеют гораздо больше теперь, чем когда бы то ни было. Медицина прекрасно справляется с острыми заболеваниями, но гораздо менее эффективно лечит хронические, мало внимания уделяется профилактическим мерам.
Поэтому СМИ и общественность обращаются к работам таких докторов, как Эндрю Уэйл и Дин Орниш, в основе деятельности которых лежит целостный подход.
В ответ на это кафедры Гарвардского и других выдающихся медицинских университетов наряду с анатомией, патологией и другими традиционными курсами стали вводить в учебный план методы лечения природными средствами. В 60-х и 70-х годах XX века термин «целостный подход» употреблялся для того, чтобы подчеркнуть, что природные лечебные средства использовались для лечения организма как единого целого.
В 1980-х годах появляется термин «комплементарная медицина», а в 1990-х доктор Уэйл ввел термин «интегрированная медицина».
Это медицинский подход, объединяющий лучшее из целостного подхода и комплементарной медицины. Я убеждена в том, что интегрированный подход, позволяющий очень гибко реагировать на индивидуальные потребности ребенка, будет играть главную роль в медицине будущего.