Криофрактографические исследования

Большое значение для понимания функции везикул имели исследования, целью которых было изучение движения маркерных частиц или молекул через стенку обменных микрососудов. Было показано, что везикулы захватывают и переносят с разной скоростью на другую поверхность введенные в кровоток частицы и молекулы разного диаметра: от 2-5 нм (микропероксидаза, гемпептиды, миоглобин, пероксидаза хрена) до 20-30 нм (ферритин, декстраны, гликоген, частицы коллоидной ртути и др;). Захватываются и переносятся везикулами также маркеры (пероксидаза хрена, ферритин), введенные в интерстициальное пространство [Johansson В., 1978а, Ь]. При этом ферритин, введенный в кровоток, достигает интерстициального пространства через 10 мин, пероксидаза хрена — через 5 -15 мин, миоглобин и микропероксидаза — через 0,5 — 1 мин [Караганов Я. Л. и др., 1981; Simionescu N. et al., 1978b; Palade G. et al., 1979]. Причем во все временные точки эксперимента обнаруживался градиент в проценте «мече — ных» везикул от люминальной до базальной поверхности.

Число ферритиновых частиц в везикулах никогда не достигает плотности их в просвете, что свидетельствует о наличии диффузионного барьера в устье везикул.

Таким барьером может быть или диафрагма, перекрывающая устье некоторых везикул, или вещество пара-плазмолеммального слоя, который окружает с наружной стороны мембрану эндотелиоцитов, переходя на внутреннюю поверхность «прикрепленных» везикул.

Т. Shirahama и A. Cohen (1972) установили, что при фиксации ткани в присутствии рутениевого красного, выявляющего параплазмолеммальный слой, частицы ферритина, введенного в кровеносное русло, обнаруживались в веществе этого слоя, и только в единичных везикулах частицы ферритина лежали свободно в их просвете.