Психологическая помощь при разводе. Нужна ли она?

Многолетний опыт работы с клиентами показывает мне такую картину: при разводе глубина страданий и энергетических потерь партнеров масштабнее, чем мы можем это представить.

Травма при разводе иногда ранит даже больнее, чем травма утраты, травма потери близкого человека. Женщина так и говорит: «Лучше бы он умер. Я бы отплакала. Я бы как-то с этим согласилась, приняла. Но мучительно сложно понимать, что он наслаждается жизнью без меня».

Женщина истязает себя подобными мыслями долгие годы. Если мужчина продолжает общаться с детьми после развода и приходить в их дом – это дополнительная «соль на душевную рану» женщины, когда она постоянно, снова и снова видит его. Именно поэтому часто говорят, что похоронить его было бы легче. Как бы страшно это ни звучало.

Как разделить «МЫ»?
В ситуации сильного стресса человек остается практически без шансов самостоятельно закрыть эти дыры, появившиеся вследствие разрыва. На основании более 10 000 клиентских расстановок, уверяю вас, люди недооценивают серьезность того, что в действительности происходит при разводе. Когда из двух «я» появляется «МЫ» — оно буквально срастается. У нас появляется одна общая часть. Это – не только дети, имущество. Это и наши воспоминания, наше будущее, которое мы вместе намечтали, взаимные обещания, надежды. Это колоссальный кусок энергии! И для того, чтобы при разводе гармонично разделить «МЫ», чтобы после разделения оба элемента существовали гармонично, необходима в полном смысле слова операция. И она сродни нейрохирургической.

Жизненные соки
Приведу такую аналогию. Возьмите, например, огурец и разломите его. Вы увидите, что огурец останется достаточно долгое время в тонусе, свежим. Если же возьмете нож и разрежете – вы увидите, что из него очень быстро вытекает сок, сок жизни. Потому что нарушено то, что питает. И поэтому обе части очень часто усыхают быстро.

Человеческое существо тоже питают соки. Это наша энергия, наши чувства, эмоции. Если разрыв при разводе происходит болезненно, если мы разрезаем, если мы говорим: «Я отрезала. Я не хочу это вспоминать» – мы усугубляем ситуацию. Разрыв произошел резко, мучительно – тогда сок жизни вытекает. Идут годы, а человеку так и не удается восстановить себя.

При разводе страдают дети
Дети буквально состоят из родителей. Очень часто родители, расставаясь, переходят на уровень только партнерских отношений. А о своей роли родителей забывают. Они обижены. Каждый находится в своей субъективной правде. Дети в этот момент в душе проживают то, что чувствует один родитель и то, что чувствует другой родитель. Обида друг на друга не дает партнерам возможности подумать о детях, для которых нужно остаться родителями. Ведь порядки в родовой системе неизменны. Да, как пара вы расстались, но родителями вы все еще остаетесь.

Ты со мной или против меня?
На следующих уровнях разделения «МЫ» находятся свекры, свекрови, тещи, тести. С ними все равно остается контакт, ведь они общаются с внуками. Из этого следует, что, помимо партнерских и детско-родительских связей при разводе, свою роль играют и другие.

Здесь же находятся наши друзья. Мы обычно ожидаем от друзей поддержки в любой ситуации. Но ведь мы не задумываемся, что друзья – точно такой же объект разделения. Если они берут чью-то сторону при разводе, это еще более усугубляет внутрисемейный, внутрипартнерский конфликт. Усиливает боль, переживания, особенно для партнера, который вместе с мужем (женой) лишился еще и друга.

Травматолог для души
Когда вы получаете телесную травму – вам нужен доктор. В равной степени, большинству пар нужна психологическая помощь при разводе. Нужен травматолог для души.

Чтобы было легче прийти в себя, полезно понимать, как человек проживает травму утраты.

Это общепринятые стадии проживания травмы утраты:

– отрицание («этого не может быть, это страшный сон, сейчас все наладится, сейчас он изменится, сейчас он попросит прощения»)

–– стадия гнева (агрессия, поиск виноватых, самобичевание, претензии к Богу, к судьбе)

– депрессия (скуление, нытье).

Только после этого мы можем потихонечку возвращаться к жизни. И адекватно смотреть на ситуацию: да, это случилось, это со мной, это часть моей жизни. Жизнь продолжается, нужно искать новые смыслы, новые ресурсы, выходить на новый уровень, возвращаться в эту жизнь.

Когда начнется новая жизнь?
Неоспорим тот факт, что, находясь в травме, вы не сможете быть эффективными. Поэтому, чтобы быстрее выйти из деструктивного состояния, ищите информацию, которая вам поможет самостоятельно поднять себя. Обращайтесь к специалистам за помощью. Со всей ответственностью утверждаю, что, если действительно что-то делать для этого, восстановить себя после развода можно за полгода/год.

У моих клиентов часто встречаются ситуации, когда они на долгие годы застревают на какой-то из стадий травмы. На основании моих исследований, могу сделать вывод: люди себя держат там почти добровольно, несут обиды, надеются, что когда-нибудь муж/жена пожалеет и вернется. Такой ход событий сказывается на состоянии физического и психологического здоровья ваших детей. Что и говорить о следующих отношениях: они не имеют шанса на жизнь, если предыдущие не завершены.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на тех, кто не с нами, кто не хочет разделять наш путь, в силу каких-то обстоятельств не может быть попутчиком, на которого мы рассчитывали.